Sparks!

Чем, по сути, являются Sparks? Огнем, взрывом в современной музыке, переворотом в сознании многих музыкантов, которые являются их ярыми фанатами. Вот уже 32 года звездный дуэт продолжает вносить сумятицу в мир музыки и будоражить воображение публики. Его основатели – братья Рон и Рассел Маэлы за годы своей карьеры попробовали десятки стилей, в каждом из которых изобретали что-то новое, непостижимое. Глэм, арт-рок, барокко-поп, мюзикл, тинибоп, диско – вот далеко не полный перечень того, с чем приходилось иметь дело лидерам Спаркс. В числе их продюсеров значатся такие известные люди, как Тодд Рандгрен, Тони Висконти и Джорджо Мородер. При первом знакомстве с творчеством знаменитых братьев кажется, что они всего лишь перепевают вещи других известных музыкантов, но на самом деле Маэлы всегда оставались верны себе и сохраняли свою неповторимую и неподражаемую манеру игры. Последний их альбом Hello Young Lovers ясно демонстрирует их стремление к переменам и ломке стереотипов. Выбрав время для общения с этими двумя оригиналами, я пытаюсь разобраться в яркой и замысловатой палитре внутреннего мира моих собеседников. Сидя за столиком во внезапно возникшей паузе оба брата неспешно потягивают диетическую кока-колу и периодически бросают равнодушные взгляды на других посетителей кафе. Я предлагаю им вопрос: «Вот вы сейчас пьете кока-колу. Но ведь ваша молодость пришлась на бурные 70-е. Скажите, вы разделяли всеобщее рок-н-ролльное помешательство? Устраивали ли акции протеста, бросали вызов цивилизованному обществу наравне с другими молодыми людьми?»

Рассел Маэл бросил на меня испытывающий взгляд и весело парировал: «Наверно, вам бы очень этого хотелось, но я вас разочарую. Нет, нам были не интересны все эти модные штучки 70-х. Мы держались от всего этого в стороне. Мы не гоняли на мотоциклах, не устраивали дебоши и вообще вели себя прилично (смеется). Если мы хотели что-то сказать обществу или бросить ему вызов, мы это делали посредством наших песен. Наша музыка говорила за нас и это было в сто раз выразительней, чем если бы мы устраивали публичные демонстрации с битьем стекол и раздеванием в общественных местах. И знаете, мы не испытывали недостатка во внимании общественности. И поклонниц у нас было куда больше, чем у ваших крутых байкеров».

Sparks действительно не гоняли на мотоциклах. Пока молодежь тусила и предавалась развлечениям, Маэлы сочиняли музыку и проводили концерты. В их музыке столько ироничного, что трудно в полной мере представить всю ее глубину и серьезность. Да, их музыка никогда не была пустой, несмотря на элемент шутки, который присутствовал в каждой вещи. Взять, к примеру, песню «Экватор», которая по праву считается самой сильной из всего, что они когда-либо сочиняли – незабываемое переплетение сложных аккордов с бесподобным фальцетом Рассела, немного шутовской смысл и смесь противоречивых эмоций. Речь здесь идет о любовнике, который назначил свидание, забыв про место и указав лишь время. Содержание вполне в духе Sparks. А чего только стоит песня о мальчишке, покончившем с собой. Он взывает с небес к своей подружке, которая забыла про их уговор и в последний момент отказалась сделать это. Или вещь про инопланетян с последнего альбома. Под торжественный гимн звучит совершенно неподражаемый текст. Вообще что касается смысла, здесь Спарксам нет равных в плане оригинальности и юморной серьезности, если так можно выразиться.

Рон Маэл, автор большинства текстов, невозмутимо объясняет: «Мне нравится сочетание легкого музыкального драматизма с нарочито приземленными словами. Знаете, я всегда сначала сочиняю музыку, а потом под нее пишу текст. Результат получается весьма занятным».

Sparks существуют уже целую вечность. Рону уже под шестьдесят, но выглядит он просто здорово. Его брат Рассел тоже разменял уже шестой десяток, но, похоже, и над ним время не властно. Нельзя сказать, что они пользуются прямо-таки бешеной популярностью – эта парочка без проблем может выйти на улицу без опасности подвергнуться преследованию со стороны восторженных фанатов, но они уже давно стали символом классики современного рока и вошли в историю. Их творческие искания определили путь многих музыкальных звезд, музыка Маэлов стала для них неким эталоном, образцом для подражания. Самое интересное, что их дуэт никогда не был ультрамодным, они как будто вне времени. Многие ломают голову над вопросом, как можно не следовать моде, но в то же время оставаться на гребне ее волны. Такое удается лишь единицам и Спаркс в их числе. Возникнув вначале 70-х, Sparks с головой погрузились в глэм-рок, но в их интерпретации это звучало совершенно иначе, чем все привыкли. За что бы ни брались братья Маэлы, все в их умелых руках оживало, начинало играть новыми красками. Еще одна особенность этого дуэта – творить все, что угодно, не выходя при этом за рамки приличий. Они могли сочинять легкомысленные вещи, но в них не было ни тени вульгарности. Спарксы умело балансировали на грани, умудряясь оказываться совсем близко к пропасти, за которой царили грубость и дурновкусье. А что вы скажете об их, не побоюсь этого слова, наисерьезнейшей вещи, посвященной процессу чихания («Achoo»)? Кстати, она считается одним из лучших их творений.

Маэлы родом из Лос-Анджелеса, но всегда душой были более близки к Британии. Как бы там ни было, они не чувствуют своей принадлежности ни к одной нации на земле. Они не похожи на американцев в традиционном понятии этого слова, и недостаточно похожи на англичан (наверно, этот факт расстраивает братьев). В довершении ко всему в дремучей России начала 90-х и вовсе думали, что корни дуэта следует искать в Швейцарии (это ж надо додуматься). Видимо по ассоциации с комиками из Yello.

Рон с Расселом решили не ограничиваться одной лишь концертной деятельностью и взялись продюссировать бельгийскую группу Telex и французскую команду Bijou. Надо отметить, что в последней не было ничего выдающегося, но Спарксы из любого даже не слишком достойного материала всегда умудрялись сделать конфетку. Кроме того братья пытались ставить мюзикл на японские мотивы (этот проект не состоялся из-за недостатка финансирования) и успели поработать с Цуй Харком. Маэлы рассказали об их совместных с Жаком Тати планах снять фильм, но снова все упиралось в деньги. В процессе разговора выяснилось, что для Рона это было большим разочарованием. Зато их проект «Marc & Robert», записанный в 1988-м году в компании дуэта Les Rita Mitsouko, оказался весьма удачным.

Рон и Рассел с жаром объясняют, что на протяжении всего своего творческого пути им приходилось сражаться со стереотипами. В своем вечном стремлении все менять, они до неузнаваемости преобразили многие музыкальные стили, в буквальном смысле создав новое лицо поп-музыке. Понимая, что современная музыка их мало интересует, я решаю пойти в обход и задаю свой провокационный вопрос: «Что в мире, кроме музыки, привлекает Sparks? Что-нибудь имеет ценность для вас?» Возникла такая долгая пауза, что я даже пожалел, что полез в эти дебри. Надо же, я и сам задумался. А действительно, что в мире можно сравнить с несравненными Спаркс? И тут же пришел ответ: Ничего! Такой вещи просто не существует. Глянув на их лица, я уже знал, какой последует ответ. Рон и Рассел одарили меня лучезарными улыбками и в один голос заявили: «Мы толком не знаем! Разве что какие-нибудь японские или гонконгские кинорежиссеры. Разве что Вонг Кар Вай?».